Эксплуатационные люки

1.19. Размеры, форма и расположение эксплуатационных люков должны обеспечивать удобный доступ, в том числе в зимней и другой специальной оде­жде, к обслуживаемым (контролируемым) элементам конструкции, агрегатам и блокам оборудования и прежде всего к штуцерам и контрольным щиткам за­правки. слива и зарядки бортовых систем, другим узлам подсоединения средств наземного обслуживания и контроля и всем объектам оперативного ТО.

1.20. Все крышки люков, вскрываемых при предполетном и междуполетном ТО, а также большинства остальных люков, вскрываемых при оперативном ТО должны открываться без применения инструмента, иметь шарнирную подвеску и фиксироваться в открытом положении.

Для крепления крупногабаритных крышек люков-панелей, обеспечивающих доступ в технические отсеки, должны использоваться штырьевые замки, откры­ваемые централизованно с помощью специальной рукоятки-ключа.

1.21. Размеры люка и освещенность обслуживаемого через люк агрегата должны обеспечивать возможность визуального контроля выполняемой работы.

1.22. При выборе формы, размеров и расположения люков следует учитывать следующие факторы:

— виды работ, выполняемых через люк;

— виды инструментов и приспособлений, используемые при выполнении работ через люк;

— вид спецодежды исполнителя работы;

— частоту и продолжительность работ;

компоновку и глубину расположения агрегатов, узлов и блоков за лю­ком;

— освещенность ниши люка.

1.23. На крышках люков или в непосредственной близости от них должна на­носиться информация об их принадлежности и назначении в соответствии с действующими международными (национальными) стандартами.

1.24. Должен быть предусмотрен обогрев механизмов открывания входных, грузовых, аварийных дверей для исключения их примерзания в зимнее время.

2. Системы и узлы заправки и зарядки рабочими жидкостями и газами

2.1. Расположение заправочных нпуцеров должно обеспечивать удобство заправки, быстрое подсоединение и отсоединение заправочных наконечников без изгибов шлангов и рукавов и без применения лестниц, стремянок и других средств обеспечения доступа.

2.2. Подсоединительные размеры, приемная способность, конструкция, ко­личество и расположение на ВС заправочных (сливных) устройств должны со­ответствовать международным стандартам, а при их отсутствии — государствен­ным и отраслевым стандартам.

Расположение и конструкция сливных устройств должны обеспечивать пол­ный слив жидкостей из баков, систем и агрегатов при стояночном положении ВС. Количество сливных точек должно быть минимальным.

2.3. Системы и агрегаты ВС, подлежащие заправке рабочими жидкостями и газами, должны быть оборудованы средствами контроля и управления процес­сами заправки, расположенными вблизи шіуцеров заправки в месте, удобном для наблюдения и управления оператором, производящим заправку.

2.4. Для выполнения процессов заправки через высокорасположенные шту­церы должны применяться средства заправки, оборудованные подвижными ра­бочими площадками, обеспечивающими подъем оператора вместе с заправоч­ным шлангом на необходимую для удобной работы высоту.

2.5. Системы централизованной заправки должны иметь устройства, предо­храняющие элементы заправляемой системы от разрушения в процессе заправки из-за переполнения емкостей, резкого повышения давления и других причин.

2.6. Конструкция и расположение заправочных и сливных устройств должны исключать возможность попадания жидкостей на технический персонал, в кон­струкцию ВС и на поверхность аэродрома при заправке и сливе.