Эксплуатационные люки
1.19. Размеры, форма и расположение эксплуатационных люков должны обеспечивать удобный доступ, в том числе в зимней и другой специальной одежде, к обслуживаемым (контролируемым) элементам конструкции, агрегатам и блокам оборудования и прежде всего к штуцерам и контрольным щиткам заправки. слива и зарядки бортовых систем, другим узлам подсоединения средств наземного обслуживания и контроля и всем объектам оперативного ТО.
1.20. Все крышки люков, вскрываемых при предполетном и междуполетном ТО, а также большинства остальных люков, вскрываемых при оперативном ТО должны открываться без применения инструмента, иметь шарнирную подвеску и фиксироваться в открытом положении.
Для крепления крупногабаритных крышек люков-панелей, обеспечивающих доступ в технические отсеки, должны использоваться штырьевые замки, открываемые централизованно с помощью специальной рукоятки-ключа.
1.21. Размеры люка и освещенность обслуживаемого через люк агрегата должны обеспечивать возможность визуального контроля выполняемой работы.
1.22. При выборе формы, размеров и расположения люков следует учитывать следующие факторы:
— виды работ, выполняемых через люк;
— виды инструментов и приспособлений, используемые при выполнении работ через люк;
— вид спецодежды исполнителя работы;
— частоту и продолжительность работ;
компоновку и глубину расположения агрегатов, узлов и блоков за люком;
— освещенность ниши люка.
1.23. На крышках люков или в непосредственной близости от них должна наноситься информация об их принадлежности и назначении в соответствии с действующими международными (национальными) стандартами.
1.24. Должен быть предусмотрен обогрев механизмов открывания входных, грузовых, аварийных дверей для исключения их примерзания в зимнее время.
2. Системы и узлы заправки и зарядки рабочими жидкостями и газами
2.1. Расположение заправочных нпуцеров должно обеспечивать удобство заправки, быстрое подсоединение и отсоединение заправочных наконечников без изгибов шлангов и рукавов и без применения лестниц, стремянок и других средств обеспечения доступа.
2.2. Подсоединительные размеры, приемная способность, конструкция, количество и расположение на ВС заправочных (сливных) устройств должны соответствовать международным стандартам, а при их отсутствии — государственным и отраслевым стандартам.
Расположение и конструкция сливных устройств должны обеспечивать полный слив жидкостей из баков, систем и агрегатов при стояночном положении ВС. Количество сливных точек должно быть минимальным.
2.3. Системы и агрегаты ВС, подлежащие заправке рабочими жидкостями и газами, должны быть оборудованы средствами контроля и управления процессами заправки, расположенными вблизи шіуцеров заправки в месте, удобном для наблюдения и управления оператором, производящим заправку.
2.4. Для выполнения процессов заправки через высокорасположенные штуцеры должны применяться средства заправки, оборудованные подвижными рабочими площадками, обеспечивающими подъем оператора вместе с заправочным шлангом на необходимую для удобной работы высоту.
2.5. Системы централизованной заправки должны иметь устройства, предохраняющие элементы заправляемой системы от разрушения в процессе заправки из-за переполнения емкостей, резкого повышения давления и других причин.
2.6. Конструкция и расположение заправочных и сливных устройств должны исключать возможность попадания жидкостей на технический персонал, в конструкцию ВС и на поверхность аэродрома при заправке и сливе.